Рейтинг@Mail.ru

«Гайдар навсегда останется безусловным интеллектуальным лидером»

16.12.2009 в 12:27 , обновлено 12.01.2010 в 07:38 Илья Зиненко, Наталья Говорова

На 54-м году жизни скончался известный российский политик и экономист Егор Гайдар. Он был главным идеологом российских экономических реформ 1990-х годов. Внук легендарного детского писателя Аркадия Гайдара, он сумел вписать свою страницу в историю России.

Прошедшей ночью, в районе трех часов утра, скончался известный российский экономист Егор Гайдар. По информации GZT.RU, причиной смерти стал оторвавшийся тромб — кончина наступила практически мгновенно. Егор Гайдар умер в своем загородном доме в селе Успенское Одинцовского района Московской области.

Внук основоположника советской детской литературы Аркадия Гайдара, Егор Гайдар родился 19 марта 1956 года в Москве. Образование Егор Гайдар получил на экономическом факультете Московского государственного университета. С 1983 по 1985 год Гайдар работал экспертом в Государственной комиссии по вопросам хозяйственных реформ. Его экономические изыскания практически с самого начала тесно переплетались с политической деятельностью.

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

В 1991 году Егор Гайдар занял пост заместителя главы правительства. С ноября 1991-го по февраль 1992 года он был министром экономики и финансов РСФСР и сразу за этим — министром финансов РФ. Затем был заместителем (март-декабрь 1992 года) и исполняющим обязанности (июнь-декабрь 1992 года) председателя правительства РФ. С сентября 1993-го по январь 1994 года прослужил первым заместителем председателя Совета министров. С июня 1994 года по май 2001-го Гайдар был председателем партии «Демократический выбор России». В 1999–2003 годах — депутат Госдумы от партии «Союз правых сил» (СПС), член комитета по бюджету и налогам; являлся сопредседателем СПС. До настоящего времени Е. Гайдар являлся директором Института экономики переходного периода.

С именем Гайдара традиционно связывают либеральные экономические реформы начала 1990-х в России, получившие также название "шоковая терапия". Реформы действительно в какой-то степени стали для страны шоком. По итогам 1992 года инфляция в России составила более 2500%, а двухзначных цифр (21,2%) достигла лишь в 1996 году. Дефицит бюджета правительства в 1992 году вырос до 40% ВВП. Были отпущены цены, проведена деноминация, начат процесс приватизации. Тем не менее именно в этот период были заложены основы современной рыночной экономики. Реформы, проведенные при Гайдаре, стали самыми существенными преобразованиями в истории России в течение последних двух десятилетий.

Из книги Андрея Нечаева «Россия на переломе. Откровенные записки первого министра экономики»:

Гайдар, впоследствии вспоминая те коллизии вокруг формирования правительства, часто шутил, что власть была тогда, как горячая картошка. Ее все перебрасывали с руки на руку, и никто не хотел оставить у себя надолго. Реально все серьезные политики и экономисты понимали, что страна неудержимо катится к глубокому кризису, выйти из которого можно только пойдя на радикальные, жесткие, а потому заведомо непопулярные меры. И даже они не гарантировали успех, зато почти наверняка гарантировали шквал критики со всех сторон и гигантские политические риски. Решиться на них, почти наверняка лишая себя политического будущего, мог далеко не каждый. Не случайно вскоре после формирования нашего правительства журналисты нарекли его «правительством камикадзе». И эта яркая и по сути правильная формула иногда упоминается и по сию пору. Читать далее

Борис Немцов, российский политик, один из лидеров оппозиционного Объединённого демократического движения «Солидарность»:

Фото: Геннадий Гахов/Газета

Фото: Геннадий Гахов/Газета

«Я шокирован и поверить в это очень трудно. Мне посчастливилось работать с Гайдаром, причем в тяжелое для страны время. Гайдар встал у руля правительства, когда Россия была на пороге голода и холода, в стране не было ни зерна, ни топлива. Как губернатор, работавший тогда, я могу вам сказать, что в Нижнем Новгороде зерна оставалось на два дня, а топлива на три. Голод и холод были главной проблемой, и по сути страна стояла перед жестоким выбором: либо распад и гражданская война, смертоубийственная битва за хлеб, как при продразверстке, либо тяжелые, болезненные реформы. Гайдар тогда принял единственно правильное решение, хотя и очень болезненное, а именно – стал проводить реформы. И тем самым спас страну от гражданской войны. И я счастлив тому, что имел возможность с ним работать и тогда, и потом.

Вопреки кремлевским пропагандистам, которые пытаются исказить ход истории и извратить все, что было, он войдет в историю как человек, спасший страну от гражданской войны ценой болезненных реформ. А слова о том, что все развалили, являются стопроцентной ложью, потому что развалили те, кто разваливал Советский Союз своими безумными экономическими экспериментами, своей талонной системой, дебильной плановой экономикой. Довели страну до ручки, а потом позвали Гайдара и сказали: «Спасай!». Он и спас. Но естественно, что из реанимации трудно выйти розовощеким, а страна находилась в реанимации, и он ее спас, и потому молодец.

Из личного общения с Гайдаром я могу рассказать историю, которая его хорошо характеризует. Когда я был губернатором, некоторые "умники" пытались повысить уровень Чебоксарского водохранилища на Волге, а это грозило полной градостроительной и экологической катастрофой: Нижний Новгород просто смыло бы волной. Мы пришли с этой проблемой к Гайдару и стали ему объяснять, что этого делать нельзя. Гайдар выслушал нас и сразу принял решение о том, что уровень воды поднимать не надо.

Когда мы вышли от него, мне мой помощник говорит: «Раз он принял такое решение, нужно отблагодарить его. Принеси ему черной икры». А я тогда глупый был, ведь я еще в "детстве" губернатором работал. Я пошел к Гайдару с банкой черной икры и водкой. Говорю: «Егор Тимурович, большое спасибо вам за решение, вот вам подарок из Нижнего Новгорода». Он меня выгнал пинками, нещадно матерясь, хотя он был человеком очень интеллигентным и матом не ругался (сами знаете, из какой он семьи). Он меня послал, и я чувствовал себя полным идиотом. Гайдар был человеком очень порядочным, очень честным и неподкупным, что бы ни говорили.

Позже я описал этот момент в своей книжке, и Гайдар долго смеялся, когда прочитал его. Он сказал, что помнит тот момент и был шокирован тем моим поступком, на что я объяснил ему, что мне посоветовали сделать это мои «советские» коллеги, которые говорили, что иначе у нас в стране ничего не получается. На это Гайдар сказал: «Нет, теперь будет получаться».

Как вы оцениваете деятельность Егора Гайдара

46% Он способствовал развалу страны и переходу ее в состояние хаоса

24% Он помог стране создать рыночную экономику, но его деятельность небезупречна

24% Он спас страну от голода и создал рыночную экономику в России

5% Не знаю, не знаком с его деятельностью

561 Проголосовало


Сергей Дубинин, член совета директоров «ВТБ Капитал», возглавлял ЦБ в 1990-х годах:

У всех жителей нашей страны с Егором Тимуровичем Гайдаром связано, с одной стороны, что-то очень личное, с другой — понимание того, что его жизнь и работа изменили жизнь всей страны в целом. Это очень редко бывает, когда человек становится символом эпохи. Но с ним персонально связано очень, я бы сказал, романтические чувства: никто никогда не бросал в его сторону камень с обвинениями в какой-то личной корысти и личной заинтересованности в тех реформах, преобразованиях, которые он проводил, которыми он занимался. Для меня, так же как для большинства людей в стране, очевидно, что эти изменения все равно произошли бы, они назрели. Но то, что они прошли без кровопролития, без массовых трагедий, — в этом заслуга таких людей, как Горбачев, Ельцин, Гайдар, людей исторических. Для меня Егор Гайдар выступает еще и в качестве давнего друга, человека, с которым я потом много лет работал вместе. Он учился на экономическом факультете, где я тогда преподавал, я знаю его много лет, поэтому хочу выразить всей семье соболезнования.

Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок:

Для меня и многих экономистов моего круга Гайдар навсегда останется безусловным интеллектуальным лидером. Он настолько выделялся среди остальных, что его способность заглянуть вперед признавали практически все наши коллеги. В этом плане он был и навсегда останется самым ярким представителем поколения экономистов, которые пусть с переменным успехом, но продвигали в стране экономические реформы и сделали Россию рыночной экономикой.

Антон Данилов-Данильян, руководитель экспертного совета «Деловой России»:

Мы познакомились с ним, когда он еще работал в журнале «Коммунист». Это чудовищная потеря, с учетом того, сколько этот человек сделал для страны, нового облика страны, раскрытия предпринимательской инициативы, чтобы нашу страну хоть как-то воспринимали в качестве цивилизованного государства. Наверное, не было такого человека, который хоть в каком-то вопросе с ним не спорил, хоть в чем-то с ним не соглашался. Но все признают, что его роль в формировании современного облика России недооценить нельзя. Это, по сути, первый премьер-министр нового типа, человек, который вокруг себя объединил людей новой формации, новых взглядов на жизнь, для которых он был вождем, я не побоюсь этого слова. Мы очень благодарны, с большой буквы благодарны этому человеку. Гайдар — из тех людей, которые вписывают свое имя навечно в историю России.

Ксения Юдаева, директор центра макроэкономических исследований Сбербанка:

Егор Тимурович Гайдар, может быть, самый великий российский экономист за последние 20 лет. Он, безусловно, интересен не только как экономист, который в России заложил основы рыночной экономики. Нельзя сбрасывать со счетов его заслуги как политика, очень смелого политика, который пошел на то, чтобы реализовать в России рыночные реформы, взял на себя риск непопулярности в течение всей оставшейся жизни, и это тоже нельзя недооценивать, и, безусловно, его вклад в экономику сложно даже с чем-то сравнить. Он был основным идеологом реформ последних лет.

Владимир Рыжков, председатель общественного движения «Выбор России», профессор Высшей школы экономики:

Мы познакомились с Егором Тимуровичем в 1993 г., когда я, только что избранный молодой депутат Госдумы, приехал с Алтая в Москву. Это было первое собрание фракции «Выбор России», оно проходило в гостинице «Россия», которая сейчас снесена. Потом он был руководителем нашей фракции в первой Государственной Думе.

В нашем личном общении были разные ситуации, в том числе и конфликтные. К концу первой думы во фракции «Выбор России» произошел раскол, и мы с Алексеем Головковым, уже тоже покойным, ушли из фракции и стали создавать движение «Наш дом – Россия». Он критиковал меня тогда довольно жестко, я в ответ тоже что-то грубое сказал. Но последние годы мы очень тепло общались, а в июле этого года он был у нас на передаче «Дым Отечества» на «Эхе Москвы».

Как личность он был очень сильный человек, даже жесткий и порой суровый – его внешность была обманчива. Он мог поддаться эмоциям, но он был человек очень глубокий и фундаментальный: никогда не отвечал ни на один вопрос влет, серьезно и глубоко думал.

Людей такого масштаба в России совсем немного, буквально единицы. Очень редко бывает, чтобы один человек добивался огромных результатов и в государственной деятельности, и в политике, и в науке – это уникальное сочетание.

Гайдар очень недолго был в государственной власти, но мало кто за такое время сделал так много, как он. Он войдет в историю прежде всего как великий реформатор, потому что именно его заслуга в том, что в начале 90-х годов у нас возникли частная собственность и рыночная экономика. Он впервые за почти век перевел Россию на принципы рыночного ценообразования, провел либерализацию внутренней и внешней торговли. Именно его правительство в 1993-м году разработало и провело через Госдуму первый пакет законов, которые обеспечивали функционирование рыночной экономики. Фактически, рыночная экономика в России – это детище Гайдара.

Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства

Он был невероятно смелым человеком – и в быту, и в своей деятельности, и в тех беспощадных выводах, которые он умел делать из столь же беспощадного анализа. Он никогда ничего не боялся. Кто еще взял бы на себя ответственность за решения осенью 1991 года? Кто в критический момент, в ночь с 3 на 4 октября 1993 г. мог позвать людей на улицы, когда там стреляли? Это его огромная заслуга, ведь только это и остановило переворот.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ

Коля   16.12.2009 в 15:34 (cсылка)

Гайдар навсегда заслуженно оставил о себе плохую память в народе.

(ответить) (пожаловаться модератору)

ВАК, проф.док.комп.наук WDU   17.12.2009 в 12:29 (cсылка)

Аркадий Гайдар - Человек!!!

Аркадий Гайдар - это был великий человек.
Мы зачитывались в детстве его книгами.
Журнал "Коммунист" - был дерьмовый ж-л.
Теперь у нас вместо Коммуниста Компьютеры??
ВАК,проф..док.комп.наук,маг.прав.WDU/

(ответить) (пожаловаться модератору)

БорисС   16.12.2009 в 16:42 (cсылка)

Реформаторы хвалят сами себя. Ах, какие они «интеллектуальные лидеры»!

(ответить) (пожаловаться модератору)

ВАК, проф.док.комп.наук   17.12.2009 в 12:35 (cсылка)

Ж-л Коммунимт и Интеллект???

ж-л Коммунист и Интеллект - это взаимоисключающие понятия.
При Ленине, Марксе, Энгельсе, Сталине компьютеров не было.
Ж-л Коммунист сдох вместе с Коммунизмом из-за ПК - Пер.Компьютеров и компьютерной грамотности по всей стране Советов.
А вот Советы и Советскую Власть жалко.
Хорошая была власть - Демократия и Гласность.
ВАК,профессор, доктор комп.наук WDU.

(ответить) (пожаловаться модератору)

OKab   16.12.2009 в 17:14 (cсылка)

Всем придуркам

Где бы вы все сейчас были, если бы не Егор Тимурович Гайдар!
Вы сегодня перебирали бы гнилую картошку на овощных базах и
тупо задирали руки на парт и комс. собраниях. А что такое интернет могли бы узнать только от Голоса Америки.

(ответить) (пожаловаться модератору)

БорисС   16.12.2009 в 17:54 (cсылка)

Комментарий был удален

Отвечает Китаец 16.12.2009 в 18:45
Отвечает ВАК, проф.,маг.прав.WDU 17.12.2009 в 14:02
Отвечает валерий светлый 17.12.2009 в 18:15

Фельдшерова   16.12.2009 в 18:53 (cсылка)

Спасибо! Абсолютно верно.

(ответить) (пожаловаться модератору)

Геннадий   16.12.2009 в 20:30 (cсылка)

Задранные руки на комсомольских собраниях CCCР всё же лучше задранных, исколотых наркотой рук миллионов молодых наркоманов России!!

(ответить) (пожаловаться модератору)

Отвечает Сергей 17.12.2009 в 02:12
Отвечает ВАК, проф.,маг.прав.WDU 17.12.2009 в 12:40
Отвечает валерий светлый 17.12.2009 в 18:31

Cherval   16.12.2009 в 17:15 (cсылка)

Жаль! Очень жаль!

Умер действительно приличный человек, человек-легенда! Россия сиротеет! Соболезнования родным и близким!

(ответить) (пожаловаться модератору)

хирург   16.12.2009 в 17:43 (cсылка)

Комментарий был удален

Богдан   16.12.2009 в 18:07 (cсылка)

Человек

Чтобы понять что он сделал нужен мозг, а не просто разделять мнение толпы. А то, что Вы не плачете, это Ваше личное дело, мне это, например, глубоко безразлично. Жаль, что не стало действительно настоящего человека.

(ответить) (пожаловаться модератору)

Борис   16.12.2009 в 17:46 (cсылка)

Комментарий был удален

хирург   16.12.2009 в 17:50 (cсылка)

Комментарий был удален

Анатолий Калинин   16.12.2009 в 22:32 (cсылка)

Мне почти 60 лет, я все видел и ощущал своей шкурой, когда за куском мяса-колбасы и т д ... идешь к мяснику или к кому -то еще.., и ты был никем перед всей остальной властью, хотя я зарабатывал достаточно, т к был офицером СА.
Но после службы я смог понять твои идей , которые, очевидно, спасли нас всех.
Спасибо тебе за то, что ты это начал ломать,и сломал, я всегда тебя понимал , когда ты начал это делать и ловил твое слово последние годы, хотя это было непросто...
ЕГОР ТИМУРОВИЧ, я преклоняюсь перед тобой , ТЫ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК без всяких скидок, как говорят по Гамбургскому счету.
СКОРБЛЮ
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

(ответить) (пожаловаться модератору)

serg   17.12.2009 в 16:07 (cсылка)

барану из СА

Видать ты и выкормил эту сволоту на взятках за кусок мяса. А америкосы не предлагали без очереди квартирку, машину, типа за маленькую услугу?

(ответить) (пожаловаться модератору)

Галина   17.12.2009 в 00:10 (cсылка)

..О Гайдаре Е Т

Светлая память этому Человеку,несмотря на весь негатив,лившийся на него в те труднейшие для России времена-он мужественно вел экономическую политику в единственно правильном направлении и это сейчас очевидно.А те,кто не желает или не может понять великую работу Егора Тимуровича для будущего России,-Бог им судья.

(ответить) (пожаловаться модератору)

galgalta   17.12.2009 в 15:23 (cсылка)

Мир дому твоему

galgalta 18.12 .2009

Что наша жизнь- явлений чаша,
Страстей, находок, болей ,
И не признанных идей!
И как найти нам пониманье
жизни нашей,
В погонЕ вечной за богатством,
Славой , прходящих наслаждений,
В короткий срок, отведенных
НАМ Д Н Е Й!
И как прийти нам к осознанью
В ЧЕМ НАЗНАЧЕНЬЕ ЦЕЛЬ?
И если есть такой вопрос
У Нас-- разумных на земле людей
Нам НАДО ПОЗНАКОМИТЬСЯ ЛИШЬ
с мудростью открытой в ней
http://www.kabbalah.info/rus/





(ответить) (пожаловаться модератору)

валерий светлый   17.12.2009 в 00:11 (cсылка)

еще один...

когда на первых выборах при горбачеве демократы стали приманивать голоса колбасой, я смеялся. когда начались дела гайдаровского внука, я понял, что вершится трагедия.когда сломали все, что связывало трудовой народ и власть, я понял, что это исторический коллапс...жаль, что народ не смог спросить с него за все, что тот наломал...

(ответить) (пожаловаться модератору)

академик55   17.12.2009 в 00:11 (cсылка)

Хор профессиональных обманщиков

Да, согласен, об умерших либо хорошо, либо ничего. И Гайдар вроде бы заслужил свое НИЧЕГО. Но тогда и о Гитлере надо НИЧЕГО, и о Сталине, и о Берии... Но не получается. И не только у меня.
Сейчас хор профессиональных обманщиков (это единоумышленники Гайдара, они были рядом, когда он творил своё зло) нарисуют нам светлый образ отца рыночных реформ, расскажут о том, как всех нас он спас во время своего правления, какая это потеря для политического класса России (что за новый класс такой?), и даже о том, что построил он фундамент Российского государства... Всё чересчур громко, с перехлестом, без чувства меры. Впрочем, так принято писать (вернее, фальсифицировать) историю – больше трескотни и запредельных эпитетов, и потомки не вспомнят о том, что сделал этот в прошлом успешный автор журнала «Коммунист» (он ведь не только капитализм, он и коммунизм успел попытаться построить – увы, не получилось ни то, ни другое). Только сегодня в роли фальсификаторов не монах Селиверст, который переписывал летописи в угоду своему князю, а господин Чубайс со товарищи.
Давайте посмотрим беспристрастно.
СССР развалили (согласен) красиво: понизили цены на нефть, и всё само рухнуло. Ну, плюс два-три агента влияния в высших эшелонах власти, которые возглавили развал...
Потом случился Гайдар. Что же на самом деле он сделал?
Прежде всего, согласился возглавить правительство при том президенте, которого нам, похоже, навязали из-за океана (являлся ли Ельцин агентом влияния, мне доподлинно неизвестно, но по результатам его деятельности так похоже на то, что являлся!). Мог ведь и не возглавлять. Нет, согласился.
Никогда не забуду фразы Егора Тимуровича, оброненной им в Государственной думе: «С кого же нам взять-то, как не с народа нашего?»
А до этой фразы, которую я слышал собственными ушами, он брал, брал и брал. С народа нашего.
Он отпустил цены, закрыл глаза на чудовищные ошибки приватизации (которую возглавлял ныне самый скорбящий его рыжий друг), наводнил страну дешевым спиртом, оставил оружие и боеприпасы мятежному чеченскому генералу...
Каждый из нас имеет дополнения к этому списку гайдаровских подвигов во имя демократии, который на самом деле называется переделом собственности. И именно вульгарным переделом собственности занимался наш якобы реформатор. И те, чьи голоса звучат сегодня громче всех, этаким спетым хором обманщиков, в этом переделе преуспели.
Короче, это мое НИЧЕГО по поводу смерти Гайдара.
Только прошу обратить внимание на страшные заголовки нынешних публикаций: «Гайдар ушел – команда осталась», «Чубайс пообещал продолжить дело Гайдара»... Сегодня они только начали лепить светлый образ своего единоумышленника. То ли еще будет...
И последнее... Мне грустно, что умер Гайдар во сне. Моя мама, которую он добил своими якобы спасительными экономическими решениями, умирала трудно. Она честно смотрела смерти в глаза. Она умирала в сознании.

(ответить) (пожаловаться модератору)

Сергей   17.12.2009 в 02:34 (cсылка)

Какая же избирательная память у г-на академика55 :(
Про талоны на сахар, водку и табак (и очереди за их отовариванием) он забыл.
Про то, что стране уже кредитов не давали, как ненадёжному заёмщику, забыл. как дети из школ домой гуманитарную помощь несли - забыл.
А вот всё сделанное, несделанное, сделанное годом-двумя позже - всё приписать одному человеку - в этом, вероятно, его академичность.

Ну и, конечно же, упоминание о "мировой закулисе", куда ж без этого у подобных "академиков". Эти мне читатели "Протоколов..."

(ответить) (пожаловаться модератору)

Отвечает академик55 17.12.2009 в 08:23
Отвечает kolazubr 17.12.2009 в 10:00
Отвечает станислав 18.12.2009 в 08:42
Novoteka.ru
MarketGid
Курс ЦБ
USD 29.2565
+0.0342
EUR 39.8357
-0.1229
Погода в Москве
+3°
днём
+3°
ночью